Как происходит полет

По моим наблюдениям многие люди хотят, но боятся полететь на воздушном шаре. Считают, что это столь же экстремально, как и прыжок с парашютом. Это не совсем так.

Сначала небольшой экскурс.
Воздушный шар, а точнее тепловой аэростат, является воздушным судном, которое должно иметь сертификат летной годности (аналог талона техосмотра у автомобиля) и регистрационный номер (как у машины), а человек, которому Вы доверяете доставить Вам удовольствие от полета, должен иметь лицензию пилота воздушного судна данного типа. И это только часть документов. По правилам каждый полет надо либо согласовывать с компетентными органами, либо уведомлять их, что в конечном счете одно и тоже. Так что полет на шаре — совсем не самодеятельность и для безопасности много делается.

Особенности есть и в погодных условиях. Во-первых, осадков быть не должно. Ветер желательно 3-5 м/сек. Если скорость ветра будет меньше, аэростат будет висеть над одной точкой, а это не очень интересно. Если скорость ветра у земли больше 7 м/сек, посадка будет жесткой. Заранее, исходя из скорости и направления ветра, планируется точка старта и точка финиша. С первой все просто, а вот вторая — ооочень приблизительна. Иногда люди удивляются: «Мы приземлимся не там где взлетим?». Нет. На воздушном шаре возможно приземлиться близко с точкой взлета в основном в горных районах или на побережье моря.

Теперь пара слов о том, как все происходит. Вы приезжаете в назначенное время на брифинг. Обычно он происходит в комплексе отдыха «Лагуна Юг» (70 км от Нижнего Новгорода, Чкаловский район). На брифинге проясняем вопросы, оформляем необходимые бумаги. На все полчаса. Далее  полноприводная машина с прицепом (в нем шар), командой, пилотом и путешественниками едет к месту старта, прерываясь на остановки и запуски в небо шариков с гелием. Смотрим на ветер, корректируем место старта. Приехали. Собрали корзину, разложили шар, наполнили большим вентилятором оболочку холодным воздухом, затем его подогрели горелкой. Итого — 40 минут. Шар в воздухе, корзина на земле. Мы готовы к полету. Если ветер слабый, то полет начинается незаметно. Никаких трясок. Иногда отрыв от земли не чувствуешь. Просто поплыли по воздуху. Впереди – полет, полный восхищения. Команда внизу собирает мат.часть и следует за нами по земле.

Ваши ощущения в полете описывать не буду. Лучше их пережить самому. Опишу свои.

Перед тем как влиться в редкие ряды воздухоплавателей я думал, что это сплошная романтика. Оказалось, не совсем так. Подготовка к полету технической части, погода, разрешения/согласования — прелюдия еще та. Поднимая шар, надо быть достаточно сосредоточенным, чтобы не сделать ошибок. Не всегда поднять шар легко – ветер может сильно мешать, сжимая его. Начало полета тоже достаточно волнительное – шар в разных погодных условиях (температура и влажность) и при разной загрузке ведет себя по-разному.

После набора высоты метров 100-200 можно расслабиться, оглянуться вокруг, вступить в диалог с восхищенными пассажирами. Начать лавировать по вертикали и горизонтали. Приборы на борту покажут высоту и скорость подъема/спуска, горизонтальную скоростью, пройденный путь и даже температуру воздуха в шаре. Все это позволяет получить объективную картину полета. Но также важно и интересно уметь плыть на ощущениях, без приборов.

Как правило, в полете удается и земли коснуться, и шишки сорвать с вершин елок, и воды коснуться. А если очень повезет, то можно подняться выше облаков. Был скромный опыт подъема с начинающими воздухоплавателями на 3600 м. Когда мы поднялись сквозь облако над ватным одеялом, освещенным солнцем — восторгу не было предела.

В заключительной фазе полета выбираю площадку для посадки и заходишь на нее. Иногда это сложная задача, в другой раз садишься с точностью электрички, остановившейся у перрона. При слабом ветре в идеальном случае корзина мягко коснется земли и останется на месте. Чуть хуже, если отпрыгнет вверх и снова коснется земли. Если ветер сильный — это чаще бывает при утренних полетах, то корзину может опрокинуть на бок и волочить за шаром по земле. Десятки метров. Но это бывает не часто. Скорее всего, Вы будете знать о такой посадке заранее и у Вас будет осознанный выбор лететь или перенести полет.

Когда корзина остановилась, покидаем ее, сообщаем свои координаты машине сопровождения, сообщаем в Центр, что полет окончен, собираем шар в чехол, разбираем корзину и горелку. К моменту прибытия машины, все готово к погрузке в прицеп.

У воздухоплавателей есть ритуал посвящения. Вам его не избежать — ведь Вы большие молодцы! Но рассказывать о нем я не буду — это сюрприз.

Утренние полеты заметно отличаются от вечерних. Утром в поле выезжаешь еще в темноте, в сумерках собираешь мат.часть, взлетаешь с первыми лучами солнца, природа просыпается, ветерок усиливается. Вечером же, пролетая низко над деревушкой, общаешься с восторженными жителями, а полет заканчиваешь уже в сумерках, природа засыпает, ветер стихает. Сложно сказать какой полет интереснее вечерний или утренний.